Льняные зюзики Марии Нифагиной

Мы с Марией Нифагиной мы познакомились перед Новым годом, когда я забирала у нее подарки для детей – четыре очень милые льняные игрушки. Я пробиралась по коридорам старого завода в самой грязной стадии ремонта, а когда нашла дверь с вывеской «Мастерская льняных друзей ZUZIKITOYS» и вошла в помещение, меня очаровала уютная комната, в которой рождаются текстильные игрушки, и свет из окна, выходящего на Лидбирдвор. А еще деликатность и внимание к деталям, с которыми Мария упаковала тигрят, котиков и совушек, которые должны были порадовать детей к празднику.

Мария Нифагина до декрета перепробовала очень много разных профессий, но настоящая тяга к творчеству у нее открылась после появления ребенка. Она листала детские книжки, красивые иллюстрации и очень хотела, чтобы у ее дочки были особенные игрушки, простые и милые, но теплые и трогательные. Так и родились первые зюзики.

Мария поделилась с нами историей создания собственного бренда детских игрушек, рассказала об открытии мастерской льняных друзей, плюсах и минусах работы на себя и неисчерпаемых источниках вдохновения, которые не позволяют мастеру выгорать.

Текст: Полина Масленкова

Фото: Анна Латушко, Галина Кондратенко

Долгая дорога к творчеству

Закончив колледж связи, я передумала получать высшее образование, так как поняла, что инженер – это не мое призвание, и пошла работать на почту. Через несколько лет ушла работаь менеджером по работе с клиентами в образовательный центр. Там же и сама прошла обучение по нескольким направлениям: мастер телефонных продаж, бухгалтерские курсы, тайм-менеджмент, руководитель отдела продаж и даже курс по визажу. Затем был опыт в юридической фирме. А оттуда уже ушла на должность директора в небольшую компанию по оптовым продажам детской одежды и карнавальных костюмов.

Весь мой предыдущий опыт напрямую никак не связан с пошивом игрушек. Но полученные знания и приобретенные качества в разных сферах я все-таки  использую в своей деятельности.

  • Благодаря эмпатии я выстраиваю диалог с заказчиком, лучше понимаю его потребности.
  • Адаптивность помогает подстроиться под ситуацию, установить контакт с заказчиком и предложить подходящие варианты.
  • Умение ясно и четко излагать свои мысли, рассказывать просто о сложном я использую в ведении страницы Instagram.
  • Юридические знания помогают в работе с оптовыми заказчиками при составлении договора и первичной документации.
  • Общение с бывшими коллегами и партнерами в соцсетях позволило расширить первоначальную аудиторию подписчиков.

И я благодарна за этот трудовой опыт в моей жизни, который в результате привел меня к себе!

Пробуждение таланта

Это был 2015 год. Я находилась в декретном отпуске. Захотелось пошить для дочки особенных зверят: простых и милых, из экологичных материалов.

Я знаю, что в период декретного очень часто просыпается талант и вдохновение творить, женщины оставляют свою прежнюю работу и начинают заниматься любимым делом. Так произошло и в моем случае)

Как только я поняла, что пошив игрушек – это серьезно и надолго, я завела страницу в Instagram! На самом деле, меня смотивировала сделать это подруга. Увидев первые игрушки, она предложила сделать небольшую фотосессию и завести инстаграм, но для начала придумать название. Когда все было сделано, первым моим заказчиком через инстаграм стал магазин(!) “Додо шоп” (сейчас это “Дзiчка” и проект “Калi Ласка” – я до сих пор с ними сотрудничаю). Потом был опыт участия в маркете Open Шкаф, на котором я продала более 20 игрушек за выходные! Это был успех. Там меня заметили другие магазины, и с этого момента начался мой опыт работы на реализацию.

История названия бренда ZUZIKITOYS

Мне часто задают вопрос о том, как появилось название бренда. Помню, я даже конкурс среди своих друзей устроила на название. И тут приходит сообщение от той самой подруги Насты: «зюзiкi».  Я понимаю, что это именно оно: ведь так меня называл муж на первых порах нашего знакомства – Зюзик, Зю. Потом я увидела по хэштегу, что некоторые называют так своих близких – детей, любимых. С этим словом у меня ассоциируется маленькая птичка – поэтому она и на логотипе.

Был такой заказ: пара называла друг друга зюзиками и на совместных фото ставила этот хэштег. Видимо, поиск вывел их на мои посты – так девушка нашла меня и заказала для парня зюзика. Потом на следующий праздник уже парень заказал ей в ответ игрушку.

Была небольшая ошибка в написании лого: после буквы Z должна была стоять еще буква Y (ZYUZIKI), но уже были напечатаны этикетки, и, к тому же, слово выглядело бы как-то громоздко. Так и оставили. А уже читает кто как: цуцыки, зузуки, жужыки, зузики, зизики…

Недавно пожилой электрик, проходя мимо двери моей мастерской с вывеской, произнес: «Зюююзики…Такое название: сразу цёпленька-цёпленька становится!»

И это тепло я вкладываю в каждую игрушку!

Зюзики – какие они?

Мне хотелось чего-то простого и минималистичного. Навыки шитья у меня были с детства – в старших классах приходилось шить себе одежду по журналам BURDA. Это был конец 90-х, и чтобы хорошо выглядеть, пришлось освоить эти навыки самостоятельно. Они и пригодились в пошиве игрушек.

Zuziki экологичны и гипоаллергенны: ведь они шьются из 100% льна и наполняются файбертеком.

А процесс создания таков: отрисовываю лекало игрушки, переношу его на ткань, вырезаю, сначала сшиваются и наполняются лапки, затем вставляются в тело и прошивается весь контур игрушки, потом набиваю ее, зашиваю и расписываю мордочку. Последним завершающим этапом является вложение в лапки – самый интересный и символичный, на мой взгляд, акцент в игрушке. Это букет, сердечко, новогодняя елка, маяк, кораблик, кофе… Иногда у меня даже просят несколько вложений к игрушке, чтобы заменять их согласно сезона или праздников.

Большая семья льняных друзей

Первые персонажи были навеяны работами Кристианы Пярн. Далее уже остальные ребятки рисовались мною на бумаге в нескольких вариантах, затем создавалось пару пробных лекал и игрушек по ним. Более удачный вариант оставался и пополнял коллекцию. Случалось, что с первого рисунка и выкройки.

Сейчас в семье зюзиков около 30 друзей, если считать не только зверей, но и кактусы с овощами.

Я не веду учет, но мне кажется, что котиков и заек покупают и заказывают больше всего. Моя отдельная любовь – это медведи. Но и остальных люблю одинаково сильно (надеюсь, это взаимно) – ведь я их создатель.

Игрушки на заказ: вдохновляют или утомляют?

Иногда новые идеи подают и сами заказчики! Если заказ выполним мною, то я с радостью берусь за работу. Испытываю свои возможности и силы такими заказами, расширяю кругозор и способности. Например, этим летом магазин «Лянок», в котором я уже 6 лет закупаю ткани для игрушек, попросил пошить им символ – домовенка Лёню. Это для меня было вызовом: не зверь и не фрукт, а человечек с волосами и в одежде – такого я еще никогда не делала. Но я справилась, так как мне самой это было интересно.

Иногда я сразу отказываю, понимая, что не выполню заказ, либо когда просят пошить игрушку другого мастера по фото в интернете.

Часто вдохновляюсь книжными иллюстрациями, Pinterest, новыми цветами льна в магазине, сменами пор года. Иногда идея о создании нового персонажа или деталей прилетает стихийно. Шьешь динозавра, и вдруг осознаешь, что если добавить рог и гриву, выйдет единорог, а если сменить цвет ткани и хвост – зебра.

Но бывают и конкретные цели. Уже в начале осени я разрабатываю эскиз игрушки – символа будущего года, подбираю цвета, реквизит для фото. В феврале уже горю весенними идеями и цветовыми сочетаниями. К лету начинаю шить Африку: жирафов, зебр, крокодилов, львов. Когда хочется пополнить коллекцию жителей Африки, я рисую эскизы новых животных. Если бы круглый год были одни медведи – заскучала бы!

Рисование в стиле зюзики

В детстве я хотела быть иллюстратором книг. В 8 классе даже написала роман и нарисовала к нему иллюстрации. Потом был долгий период, когда я почти не рисовала в удовольствие.

Начало пандемии и самоизоляция стали причиной возвращения к рисованию: на даче я устроила для себя марафон: целый месяц, каждый день, рисовать то, что вижу и что меня вдохновляет. Вышел прекрасный скетчбук моего творчества.

Потом подружка подала мне идею разбавлять фотоконтент иллюстрациями, чтобы было «больше воздуха» в ленте. И я уже целенаправленно стала рисовать в стиле зюзики. Есть идея самой написать историю или сказку, а потом публиковать ее частями в ленте с моими иллюстрациями.

Масштабирование творчества

Мне в моем творчестве очень помогают родители. У родителей дома две швейные машинки. Они оба на пенсии и в возрасте. На летний период уезжают в Беловежскую пущу в дом, где родилась моя мама, и прошло мое детство. А зимой в городе помогают мне: мама шьет мешочки для упаковки игрушек, а папа вложения: елки, сердечки.

Я, как и папа, левша. Он тоже всю свою жизнь что-то творит-вытворяет: из старого утюга электроплитку сделает, из кожаной куртки кепку с барсеткой пошьет.

Чтобы установить стоимость одной игрушки, я высчитываю стоимость часа своей работы (это довольно усредненная цифра – на самом деле, должна быть в два раза выше), прибавляю расходы на материалы, аренду и коммунальные платежи в мастерской.

Основная часть продаж идет через небольшие сувенирные и цветочные магазинчики в Минске и Питере. Ну а индивидуальные заказы приходят через инстаграм. Я всегда стараюсь реализовать поставки в магазины, а потом, если остается время, пополняю наличие игрушек в мастерской, стараюсь, чтобы всегда было из чего выбрать.

Теперь зузики живут по всему свету: это Беларусь, Россия, Украина, Польша, Германия, Бельгия, Нидерланды, Турция, Израиль, США, Канада, Саудовская Аравия, Иран, Шри Ланка, Кипр, Швеция.

Собственная мастерская: мечты сбываются!

Мечта о мастерской витала уже года два, но не поддавалась реализации. Я любила свое уютное рабочее место дома, но масштабы пошива уже многократно выросли, и места становилось все меньше и меньше, а коробок, пакетов на полках и подоконниках все больше. К тому же, в связи с пандемией муж перешел на удаленку, и нам приходилось делить рабочее пространство на двоих.

Я специально не искала помещение и не вынашивала эту идею – просто отпустила свою мечту во Вселенную. И вот чуть больше года назад я, проезжая по трамвайным путям Якуба Коласа, увидела растяжку «аренда» на здании бывшего завода. Приехала домой и решила просто позвонить ради интереса. Цена показалась адекватной, нужно было посмотреть сами помещения. Здание было в плачевном состоянии, более двух лет простаивало пустым, не было воды и электричества. Но я увидела «свою» комнату, а дальше всё как в тумане!

Маленькое, залитое солнцем помещение с окнами, выходящими в уже нынешний Лидбирдвор (тогда там были только обрубки деревьев, грязь и памятник Орджоникидзе), сразу влюбило меня в себя.

Предстояло еще много работы: ремонт, покупка мебели, переезд. Но благодаря мужу и друзьям мы справились достаточно быстро, легко и бюджетно! И сложилось все: мастерская находится в 15 минутах ходьбы от моего дома, в 5 минутах от ЦУМа и «Лянка» (где я закупаю основные материалы), в 3 минутах от метро, что удобно для заказчиков. Ну и бонусом Лидбирдвор и Комаровка.

Самое любимое в работе

Примерно процентов 70% моего рабочего времени уходит на изготовление самой игрушки. Остальное – это закупка материалов, фотосессия игрушек, контент и доставка.

Я люблю фотографировать, создавать композиции для фото (раскладки), писать свои мысли в инстаграм по настроению. Мне нравится закупать ткани, выбирать расцветки, мысленно представляя образ будущей игрушки.

Люблю рисовать каждому зверьку мордочку – чувствую себя волшебницей, которая наполняет жизнью безликую игрушку, создает ей настроение и свой характер.

Люблю упаковывать игрушку в свой «домик», вкладывать раскраску с персонажем, завязывать мешочек с биркой – это тоже особый ритуал, во время которого я с добрыми мыслями отправляю зюзика в свой путь.

Остальное по возможности делегировала бы, так как эти процессы отнимают много времени, не оставляя ресурса для новых идей и их реализации настолько, насколько этого хотелось бы. Инстапродажи в последнее время сильно упали, а у меня не хватает времени, настроения и идей  на постоянный контент. Если ежедневно снимать сторителлинг на 15-20 историй, у меня физически не хватит времени создавать и творить). Но я стремлюсь к этому делегированию!

Преимущества и недостатки работы на себя

Я уходила в декрет с мыслью вернуться на должность директора через год, максимум два. Но декрет порой творит с женщинами чудеса. И я поняла, что жизнь моя теперь уже не будет прежней. Все меняется, а без изменений нет движения вперед.

Плюсы работы на себя в том, что ты сам формируешь свой рабочий график, исполняешь заказы, у тебя нет руководителя, которому нужно отчитываться о проделанной работе. Но есть и много минусов: неоплачиваемые отпуск и больничный, нет стабильной зарплаты…

С появлением мастерской я понимаю, что устраивать себе свободный график и шить по вдохновению и в удовольствие – это большая роскошь. Ответственность накладывает обязательства. Поэтому я хожу на «работу» пять дней в неделю с 9 до 16-17, иногда при больших заказах и по выходным.

Но самый большой плюс, покрывающий все минусы – я люблю свою работу! Творчество – это мой ресурс и хорошее настроение. Это благодарность миру за свой талант!

Больше всего мотивирует работать благодарность заказчиков и их обратная связь! Это очень большой стимул к творчеству. И я благодарю всех и каждого, кто приобретает себе льняного друга – ведь это моя возможность творить и создавать дальше, развиваться и расти в своем направлении, работать в любимом месте и любить свое дело!

(С)ALOVAK

2 комментария

  1. Изумительный материал. Мастер, фото, сами зюзики – выше всяких похвал. Рада познакомиться с журналом)

    1. Спасибо большое за отзыв! На беларускоязычной версии сайта еще больше материалов о наших мастерах: https://alovakmag.by/tvorcyja-ludzi

Добавить комментарий